Site icon KAZAKBOL

Епископ Каскеленский Геннадий: Рождество в этом году для многих верующих проходит с просьбой о мире

Человек жаждет ощутить веяние благодати Божией. И Рождество Христово дает эту возможность.

Вот и наступило Рождество Христово. Что нам дает этот светлый церковный праздник? Рождество Христово зовет нас к новому рождению, к тому, чтобы мы дали место действовать Христу внутри нас. Человек не может смириться с тем, что он – один в мире, ему нужно, чтобы Бог был рядом с ним, говорит управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий – Zakon.kz.

— Ваше Преосвященство, как-то вы сказали, что Рождество это такой праздник, который каждый год повторяется и в то же время, он каждый раз новый. В чем его новизна в этом году?
— Думаю, праздник Рождества Христова в нынешнем году для многих верующих проходит с просьбой о мире. У Рождества много аспектов. Один из важнейших — воспоминание о том, что Бог принес на землю мир. Евангелие рассказывает, что о Рождении Сына Божия ангелы возвестили деревенским пастухам. Это была весть о мире, знаменитая ангельская песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир…». С миром Христос пришел на землю. Со словами о мире Он и покинул землю, произнеся перед апостолами: «Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам…».
Бог есть Бог мира, Он не требует распространять истину силой, доказывать правоту религии с оружием в руках. Истинная религия это та, которую человек принимает свободно, руководствуясь своей совестью и доброй волей. В этом состоит один из главных уроков Рождества Христова. Мы молимся, чтобы Бог победил в сердцах людей всякую злобу, ненависть, нетерпимость. Но без желания человека, без его доброго расположения, такая победа невозможна. Поэтому многое зависит от нас, как мы воспитаем нашу молодежь. Сможем ли привить ей принципы уважения к людям иных культур и религиозных традиций, чувство благоговения перед человеческой свободой. Именно эти евангельские принципы, будучи воплощенными в общественной жизни, могут оздоровить общественный климат, послужить основой для мирного сотрудничества между странами и народами.

— Каждый церковный, религиозный праздник имеет вероучительный и назидательный смысл. В чем смысл Рождества?
— На этот вопрос я отвечу стихами русского философа и поэта конца XIX века В. Соловьева:
Да! С нами Бог, — не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь — средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты все радостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

— Рождество Христово часто сравнивают с Пасхой. Это единый праздник?
— Это два главных христианских праздника, но они очень разные. Пасха обращена к тайнам будущего века. Христос воскрес и ушел туда, куда мы отправимся вслед за ним. Не случайно апостол Павел называет Спасителя нашего «первенцем из умерших». Он первенец, а мы – его последователи. Пасха – праздник таинственный, мистический. А Рождество – праздник земной, семейный, общинный. Но он приходит к нам из таинственных сфер. Спускается на землю. Вечная жизнь приходит на землю и наполняет радостью все, к чему прикасается. Божественная радость наполняет человеческое сердце, воцаряется в семье, в дружной общине христиан.
Вы задумывались когда-нибудь над символизмом рождественской ели? Ведь украшенная елка стала атрибутом встречи Нового года только с 1935 г. Но в первую очередь, она была и остается рождественским символом. Зимой люди удивлялись, все деревья стоят мертвыми, а ель – живая. На ней сохраняется сочная зелень. Она свежа и молода. Она как бы приходит в зиму из иного мира. Ель символизирует вечную жизнь. Это и есть Рождество – явление Божественной жизни на земле. А раз Бог к нам Сам пришел, значит, каждый из нас может к Нему приобщиться. Говоря богословским языком, Бог Сын, второе Лицо Святой Троицы, оставаясь Богом, принял человеческую природу и стал человеком, воплотился.
— В Рождество все христиане хотят прикоснуться к божественной радости. Что есть божественная радость?
— Бог наполняет радостью все, к чему прикасается. Помните обстоятельства рождения Христа – Богомладенца? В Римской империи была объявлена перепись населения. Дева Мария со своим опекуном праведным Иосифом отправились в Вифлеем, как представители рода царя Давида. Там они должны были записаться у государственных чиновников. Места в гостинице не нашлось. И рождение в мир Сына Божия состоялось в грязной пещере, в хлеву. Там, наверное, стояла страшная вонь, было холодно, неуютно. Но как нам эта пещера представляется сейчас?
Сегодня в каждом храме изготавливают макет этой пещеры – красочный рождественский вертеп. Парадокс, но этот хлев в пещере стал символом семейного уюта, мира, тепла, благоденствия и даже достатка. В старину в деревнях и городах в рождественские праздники проводилось так называемое вертепное действо — возили большие ящики с куклами и разыгрывали спектакли на рождественскую тематику. Тексты этих незамысловатых представлений передавались из уст в уста. Это было настоящее вдохновенное народное творчество.
Рождество отвечает на некий глубинный запрос человеческого духа. Человек не может смириться с тем, что он – один в мире. Ему нужно, чтобы Бог был рядом с ним. Если человек живет только своими плотскими радостями, ничтожными земными переживаниями, то он душевно истощается и физически разрушается, впадает в тоску, уныние. Человек жаждет ощутить веяние благодати Божией. И Рождество Христово дает эту возможность.
Знаете, мне кажется, что я очень хорошо понял, что такое Рождество, много лет назад, отправившись на святочных днях в гости к одному сельскому батюшке в глухую деревню Костромской области. Ехал долго. Вид был печальный. Заброшенные села, заколоченные избы, бездорожье. Погода отвратительная. И вдруг среди всей этой унылой разрухи внезапно появляется добротная крепкая изба, ухоженный дворик, выбеленный каменный храм. Тебя встречают веселая собачка и сам священник – радостный, светлый. Вот у него в душе — Рождество. И прихожане, которые за сотни верст к нему приезжают, за Рождеством Христовым приезжают. Поверьте, немало таких рождественских приходов в православном мире!
— Часто от верующих можно слышать, «непосредственное общение с самим Богом». Кто имеет право непосредственно общаться с Богом и как это происходит?
— Важнейший аспект события Рождества Христова состоит в том, что благодаря ему Бог открывает возможность, чтобы в непосредственное общение с Ним вступил каждый человек. После Рождества общение с Богом – уже не удел избранных: священнослужителей, жрецов, мистиков. Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…».

— Каковы условия для реального Богообщения?
— Искренняя вера, крещение и участие в таинстве Евхаристии – причащении Святых Христовых Таин. Я был крещен во младенчестве, но по-настоящему ощутил себя верующим человеком, когда в 17-летнем возрасте впервые осознанно, подробно исповедовался и причастился Тела и Крови Христа.
Бог – существо духовное. Его невозможно увидеть физическим зрением, к Нему нельзя прикоснуться руками, познать его с помощью органов чувств. Пути познания Бога — духовные, но они ничуть не менее реальны. Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога…». Нужно очень внимательно отнестись к этим словам Спасителя. Что означает сердечная чистота? Это когда мы освобождаемся от действия многоразличных страстей. Но разве не чудо: был человек закоренелым грешником, представить себе не мог жизни без блуда, алкоголя, разнообразных обильных яств, азартных игр. И вдруг в одночасье все эти привычки оставили человека. Как это возможно, кроме как не по действию всесильной благодати Божией? Что лучше доказывает наличие этой чудесной силы? Как можно после такого события усомниться в словах Христа Спасителя: «Я победил мир»? А ведь таких случаев очень много.
Те, кто искренне обращаются к Богу и начинают жить интенсивной церковной жизнью, переживают чудо своего полного перерождения. Рождество Христово зовет нас к такому новому рождению. Точнее, призывает к тому, чтобы мы дали место действовать Христу внутри нас. Чтобы Он, Спаситель наш, родившийся две тысячи лет тому назад в Вифлееме, родился однажды и в нашей душе.
— В прошлом году в это время вы молились за «прекращение разделения и ненависти на братской Украине». В этом году за что будете молиться? Все ли молитвы слышит и исполняет Бог?
— Проблема мира в странах, которые практически являются соседними, остается актуальной. Слава Богу, на Украине практически прекратилось кровопролитие. Мы очень переживаем за судьбу братского народа, за судьбу нашей Украинской Церкви.
Казахстан переживает непростые времена для экономики. Нам нужно прилагать усилия, чтобы сохранить и приумножить завоевания 20 лет независимости. Православная Церковь всегда будет опорой в государственном и общественном строительстве. И вовсе не потому, что Церкви нравятся какие-то конкретные политики или политические партии. Церковь всеми силами помогает сохранять мир и спокойствие в стране и регионе. Эта забота о мире глубоко заложена в ее природе. По-другому и представить себе невозможно.
Бог слышит и исполняет только те молитвы, которые идут на пользу молящемуся. И Бог не совершает ничего насильно. Богу человек не может навязать свою волю. Но и Бог не навязывает Свою волю человеку. Вот так обстоит дело в духовной жизни. «Делай, что должно — и да будет по воле Божией» — вот с таким настроением мы должны встречать каждый новый день.

— Ваши пожелания читателям Zakon.kz…
— Прежде всего, мирного неба над головой. Спокойствия, терпения и духовной радости.
Торгын Нурсеитова

С Рождеством Христовым, дорогие казахстанцы!


 

Exit mobile version