Site icon KAZAKBOL

Как казахстанские деньги работают на экономику узбеков

Популистской и непродуманной мерой назвали фермеры  решение Минсельхоза запретить экспорт живого скота. В ведомстве свое решение объясняют 2 целями: загрузить отечественные перерабатывающие предприятия и снизить цену на мясо. Однако сельхозтоваропроизводители уверены: ничего, кроме уничтожения животноводства как отрасли, это не принесет. Кто в итоге получит выгоду, и почему миллиарды, выделенные на развитие казахстанского агропромышленного комплекса работали на экономику Узбекистана, разбиралась Гульмира Тасболат.

Все началось именно с этого совещания, на котором спикер Сената Дарига Назарбаева раскритиковала развитие агропромышленного сектора экономики. В год выделяем 2 млрд тенге в эту отрасль. Поддерживаем фермеров всякими субсидиями. А эти деньги, оказываются, работают не на нас, а на экономику Узбекистана.

АБЛАЙ МЫРЗАХМЕТОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ «АТАМЕКЕН»: «Представьте себе, 156 тысяч голов крупного рогатого скота мы отправили на экспорт в прошлом году в Узбекистан. 260 тысяч голов мелкого рогатого скота было в целом экспортировано, из них 80% – в Узбекистан. Это небывалые цифры! 45% перерабатывающих предприятии простаивает. Мы становимся сырьевым придатком Узбекистана. Разве ради этого государство дает субсидии фермерам, и пытается наращивать животноводство? Чтобы потом мы закупали свой же скот у Узбекистана в виде готовой продукции? Мы импортируем оттуда мясные консервы и колбасы».

В Минсельхозе задумались. Перерабатывающие предприятия надо загрузить. Цену на мясо снизить. Решили одним выстрелом убить 2-х зайцев. Нашли оригинальный способ — запретить фермерам вывоз живого скота за границу. Он останется у нас, переработка загрузится, и цена на мясо снизится. Вроде все логично. За проданную корову в Узбекистане они выручали 400 тысяч тенге. Теперь,  когда введен запрет, получится мощная конкуренция внутри страны. И цена той же буренки упадет в 3 раза.  Значит, подешевеет и мясо. Но эту меру не поддержали сельхозпроизводители.

АМАНГЕЛЬДЫ СОПБЕКОВ — ГЛАВА КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА: «Нет, мясо не подешевеет, вот увидите. Оно останется по той же цене, что и сейчас. Зато разбогатеют посредники. Они будут с фермеров требовать низкую цену, зная, что им некуда продавать свой скот. Корову, которая например, стоит 200 тысяч тенге, они будут покупать у нас за 70-80 тысяч».

В этом зале собрались крестьяне и члены Мясного союза Казахстана. Все в один голос твердят: нужно отменить  запрет на экспорт скота. Если в Правительстве не прислушаются, то в ближайшем будущем убьем всю отрасль животноводства, которую с колен поднимали не один год, поддерживая государственными субсидиями.

ДАНИЯР КАПУШЕВ — ГЛАВА КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА: «В программе минимум мы получим, возможно, определенное снижение на мясо. А в программе максимум этот период недолго продлится, и скоро нам неоткуда будет покупать это мясо.  Потому, что фермеру будет нерентабельно продавать свою продукцию по низким ценам».

Фермеры заявляют: если запрет на вывоз скота не снимут, уйдем из бизнеса. И предлагают Минсельхозу бороться не с ними, а с посредниками. Ведь половина суммы, что платит потребитель за килограмм мяса, оседает у них в кармане. Чиновникам предстоит теперь решить, как сохранить животноводство и не допустить рост цен на мясо. Также остро стоит вопрос незагруженности  мясокомбинатов. Несмотря на то, что они загружены только наполовину,  в Минсельхозе просят деньги на строительство еще 700 перерабатывающих  предприятий.

Первый канал Евразия

Exit mobile version