Известный узбекистанский кинорежиссер Назим Туляходжаев обвинил Агентство кинематографии Узбекистана в цензуре, сообщает узбекская служба Радио Свобода.
Режиссер рассказал, что чиновники сняли с кинофестиваля Азиатских фильмов, который проходил 4-15 мая в Лондоне, его художественный фильм «Танхо кайик» («Одинокая лодка») о катастрофической ситуации, которая сложилась на Аральском море.
«Одинокая лодка» была единственным фильмом из Узбекистана, который участвовал в фестивале. Картина снималась по произведению узбекского писателя Эркина Агзама, она рассказывает о пожилом мастере по изготовлению лодок, который живет в безлюдном ауле на берегу Арала. Он учит молодых безработных ребят мастерить лодки, но из-за того, что море высыхает, лодки никому не нужны. Старик живет одной лишь надеждой – что море когда-нибудь снова вернется.
«Я представил этот фильм на фестиваль в оригинале. Если честно, я не верил, что он пройдет конкурсный отбор. Потом я получил письмо, в котором говорилось, что мой фильм прошел как в лонг-лист, так и в шорт-лист. А затем мне сказали, что посольство Узбекистана в Лондоне и Агентство кинематографии Узбекистана сняли фильм с показа», – рассказал Туляходжаев.
Режиссер отметил, что сценарий был утвержден прежним руководством Агентства кинематографии Узбекистана, тогда же картина прошла худсовет. Но после того, как агентство возглавил новый руководитель Фирдавс Абдухаликов, фильм был запрещен к показу.
«В 2019 году прежнее руководство и худсовет Национального агентства «Узбеккино» (в апреле 2021 года переименовано в Агентство кинематографии Узбекистана) утвердили сценарий. Я снял этот фильм. Но потом «Узбеккино» возглавил Фирдавс Абдухаликов. Он заявил, что некоторые моменты в этом фильме ему не понравились, и стал настаивать на том, чтобы мы внесли изменения, – рассказывает режиссер. – Я промолчал. Фирдавс сказал, что они переснимут фильм. Я выступил против, потому что тем самым они бы испортили всю картину. После этого все затихли. Недавно я услышал о том, что в Лондоне пройдет международный фестиваль Азиатских фильмов, и решил представить свою картину. Но Агентство кинематографии Узбекистана решило ее отозвать».
Агентство кинематографии Узбекистана Нозим Сафари не стало комментировать причину снятия, а организаторы кинофестиваля заявили, что картина была исключена из программы, так как у режиссера якобы не было на нее авторских прав: Агентство кинематографии Узбекистана не давало разрешения на показ фильма.
«Все государства стараются представить свои картины международному зрителю, а наше агентство поступает иначе. В чем вина этого фильма?» – возмущается режиссер.
Туляходжаев – не единственный кинематографист, который обвинял руководство Агентства кинематографии Узбекистана в цензуре. В начале 2022 года режиссер Али Хамраев также обратился с открытым письмом к Агентству кинематографии. Он рассказал, что его фильм «Самарқанддаги қовун таровати» («Аромат дыни в Самарканде») был вынужден пройти два круга непонятных правок, при этом в конце из него вырезали несколько сцен без согласования с автором. Среди вырезанных кадров – сцены с главой махалли, который прячется от народа в шкаф и скандалит с женой, безобидные встречи парня и девушки, «слишком открытые» плечи героини и многое другое.