МИД Казахстана передал ноту России в связи с высказываниями депутата Госдумы Вячеслава Никонова. В эфире программы «Большая игра» на Первом канале депутат, председательствующий в комитете Думы РФ по образованию и науке, заявил, что «территория Казахстана — это большой подарок со стороны России».
Но ведь такие высказывания мы слышим почти каждый год. И у Солженицина, и у Жириновсего, и у Лимонова, и других.
Блогадарим Максима Шевченко за его слова, что Казахстан это не осколок Советского Союза.- это колыбель тюркского мира, наследник лревнего тюркского фактора, котрый был, есть и бюудет.
В «Независимой газете (№ 236, 18 декабря 1998г.) была напечатана статья, где было написано: «что Назарбаев вынужден был строить свое национальное государство, получая при этом упреки, что это государство недостаточно русифицировано. Причем содержание этих упреков часто было таково, что можно подумать, будто Москва поручила Назарбаеву строить на Казахстанской земле вторую Россию, а теперь, когда он с этой задачей не справился, от него требует ответа: почему эта Россия № 2 до сих пор не построена?»
Но меня до глубины душы оскорбило выступление Александра Мелихова в журнале «Дружба народов» (№ 3, 1998 г, «Патриот тысячи Отечеств»). Русским писателем я его не назову. Но, что мелет этот русскоязычный писака?
«Акдала – один из городов Северного Казахстана, который современный русский классик, обустраивая Россию, непременно отнес бы к исконно русским…» Так начинается повествование о нашем городе. Почему о нашем?! Потому, что речь идет о городе Костанае, можно понять, перелистивая страницы журнала.
Очевидные исторические истины, высокая поэзия кочевников, их древние города и государства даже не снились автору. Ему неизвестно и о дружбе великих людей двух соседних народов – Шокана Уалиханова и Федора Достоевского, о любви Абая к Пушкинскому слогу, о переписке Шакарима с Толстым.
Есть казахская поговорка: «собака лает, караван движется». Но, нельзя забывать, что движению каравана могут помешать люди, служащие не обьединению, а разьединению народов, живущих испокон веков в мире и согласии.
Остается только разводить руками от недоумения, когда автор пишет,что «казахов презирали за то, что они не умели говорить по-человечески, перекрикивались гортанно через весь гастроном, харкали на пол в помещении, не занимались квалифицированной работой, если не считать штучных партийных должностей, но эти жирные неподвижные ханы и баи им тоже авторитета не прибавляли. Казахская музыка из репродуктора годилась только на то, чтобы ее передразнивать: «одна палка, два струна, вот вся музыка моя»…
И такие слова принадлежат человеку, который свои детские годы провел в Казахстане. Человеку, который получил высшее образование в культурном городе Санкт-Петербурге, но не знал или не хотел знать Александра Затаевича, который собрал и издал «1000 песен казахского народа», не читал и не хотел упомянуть Василия Радлова, который был очарован казахскими песнями и сказал: «когда поет казахский певец, мне кажется, поет вся казахская степь…»
Возможно, это личные взгляды и мнения гражданина другого государства. Но не следует забывать, что у нас были общие корни, общие беды и радости. И когда человек, воспитанный в степи, плюется в колодец, откуда он воду пил, трудно такого человека называть по имени и отчеству, если у него не имеется Отечества. Он трижды можеть продать любое Отечество, где он был, где он жил ради собственных интересов. «Патриот тысячи отечеств», как он возглавил свое произведение, по сути дела не бывает. Уважающий родную мать не станет унижать других матерей. Любящий родной язык будеть уважать и другие языки. И ошибается любой, кто, унижая других, возвышает себя. Эта истина доказана веками. А противопоставлять русскоязычных казахам и сравнивать их достоинства, как это делает автор, кощунственно.
Насчет понятия патриотизма мне понятно высказывание русского писателя Валентина Распутина, где он говорит: «но патриотизм – это не право, а обязанность, хоть и кровная, почетная, но тяжелая обязанность, которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли, что отдана ему под Отечество».
Не следует забывать:что написано пером, не вырубить топором.
«Что за архитектура, кроме юрты и показать нечего, чуть что, ставят юрту», – недоумевает Мелихов. Я бы ему посоветовал прочитать Гумилева, где в книге «Древние тюрки» известный всему миру тюрколог передает слово китайскому поэту Бо-Цзюй-и:
«…В юрте я приму моих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой,
Что они пред юртой голубой?!
Я вельможным княжеским родам
Юрту за дворцы их не отдам.»
Хотел бы закончить эту статью стихами Асана-кайғы — Асана-печального, который был главным идеологом Казахской орды, образованной в ХҮ веке:
«Откуда озерному дикому гусю цену просторам степным знать!
Откуда дрофе, птице степной озеру цену знать!
Откуда любым пустословам в ауле цену достойным знать!
Откуда вовек не знавшим кочевий цену земли знать!
Откуда глупцам, ушедшим из кочевки, как новую ставить, знать!
Откуда меняющим место без толку цену народу знать!»
Примечательно, что в Госдуме РФ к высказыванию Никонова отнеслись неоднозначно. Ведь трезвый разум всегда побеждает.Почему я говорю о Мелихове, который выступал четверть века назад. Потому что шовинисты России были и в царские времена, и в Советском Союзе, и продолжают свой деяния при нынешней России. Ведь Никонов не один. Жириновский снова поддержал провокационное заявление о Казахстане.
Есть, конечно, трезвие умы. Российская Федерация признает суверенитет Республики Казахстан в тех границах, в которых она существует. Самое главное, что для нас Казахстан — это дружеское государство, с которым у нас очень много подписано соглашений, договоров, — подчеркнул первый зампредседателя думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.
Остается добавить, чего не знаешь или не понимаешь, не следует говорить вслух.
Казахстан в свое время превратился в ядерный полигон. Взрывались бомбы на земле, где покоится Абай, от взрывов ракет содрогались земля Шокана. И открыта страшная истина: болезни и жертвы ожидают не только нас, но и потомков казахов, русских, немцев и других, живущих в Казахстане. Чем это они заслужили: безмерной величиной степи, своим гостеприимством или трудом в поте лица?!
Века– мгновения истории. И сколько существует человечество, были попытки одним взмахом уничтожить культурное наследие, созданное народами за целые эпохи. Но, как свидетельствует жизнь, из этих глупых затей ничего не вышло. Потому что невозможно убить добро, заложенное в человеке изначально. Закончить свое выступление хочу четверостишьем:
Она, как верная подруга,
Что ждет вестей издалека.
Ладонь, открытая для друга,
В кулак сожмется для врага.
Акылбек Шаяхмет
член-корреспондент международной Академии Творчества. почетный журналист Казахстана, деятель культуры РК, лауреат международной премии имен Махмуда Кашкари за выдающиеся вклад в дело развития общетюрской культуры, литературы, тюркологии, лауреат международной литературной премии имени Мұхаммеда Хайдара Дулати, лауреат международной премии «Алаш»