Фото Турар Казангапов ©
Тема специфического запаха, который периодически чувствуют жители и гости столицы, всегда вызывает улыбку на лицах тех, кто ее касается. Правда, с шуткой и иронией этот вопрос воспринимают лишь рядовые граждане. Для высокопоставленных чиновников эта серьезная задача, решить которую — значит оправдать доверие, которое оказал Глава государства. Как всем известно, предыдущего акима Астаны Адильбека Джаксыбекова предупредили, что если он не решит проблему с запахом, то ему вместе с его бывшим заместителем поставят юрту возле Талдыколя — этот водоем официально считают источником неприятного запаха. Впрочем, закрыть вопрос Талдыколя, по всей видимости, теперь суждено новому акиму Асету Исекешеву (Джаксыбеков возглавил Администрацию Президента), который уже успел ознакомиться с работами по извлечению ила со дна накопителя. Корреспонденты Tengrinews.kz Турар Казангапов и Ренат Ташкинбаев провели два дня в районе очистных сооружений и увидели, как сточная вода превращается почти в питьевую, а болото Талдыколь — в настоящее озеро, в котором в будущем можно будет купаться.
Эту живописную картину жители новостроек возле Талдыколя наблюдают каждое утро.
С долгожданным жильем в столице в качестве бонуса они получили еще и целое озеро.
С птицами и освежающим воздухом.
Впрочем, свежий воздух здесь был не всегда. Люди, пережившие в этом районе весну, в определенный момент испытали стыд за столицу. Уж очень неудобно было в весенние месяцы перед родней, приехавшей в Астану на новоселье.
Сейчас запах исчез. Узнаем, почему?
Такой цвет накопитель очищенных сточных вод Талдыколь имеет сейчас.
В настоящее время здесь полным ходом идут работы по извлечению ила со дна. Именно ил по сути является источником неприятного запаха.
Перед турецкой компанией поставлена задача завершить этот процесс до конца текущего года.
Поэтому работы ведутся круглосуточно, в три смены.
Поднятый ил помещают вот в такие гигантские мешки.
Прежде чем весь этот осадок увезти на полигон, из него выкачивают всю воду.
Несмотря на окрас воды, никакого неприятного запаха, вопреки всем ожиданиям, нет.
Может, все дело в хорошей работе этих мужчин, которые скрупулезно очищают каждый участок дна.
Не пропустить особо грязные места им помогает специальное оборудование. На мониторе место с илом и его толщина выделены характерным цветом.
За процессом тщательно следит руководство.
Начальник технического отдела компании Серган Намлигоз (справа) приехал из Стамбула. На Талдыколе работает уже больше года. Ему все нравится. Говорит, что это водоем ему напоминает его родной Босфор, оттого работается легко.
Серган уверяет, что никакого неприятного запаха по сути нет. Бывает он лишь весной, но тому есть простое научное объяснение.
Почему Талдыколь пахнет лишь один раз в год всем любопытствующим доходчиво рассказывает инженер-технолог канализационных очистных сооружений организации «Астана су арнасы» Фирюза Алдынгурова.
«Все дело в кислороде. Когда кислорода становится меньше, все микроорганизмы, которые содержат микрофлору озера в нормальном состоянии, отмирают. Выживают лишь те, которые способны в анаэробных условиях выжить, в частности, это бактерии, которые выделяют сероводород. Происходят гнилостные процессы, образуется донный ил», — рассказывает Алдынгурова. И в этот момент она напоминает опытного экскурсовода. Как выяснилось, отчасти это так и есть — до нас девушка сопровождала блог-тур по очистным сооружениям.
«Зимой лед промерзает более метра в толщину. Микроогранизмы выделяют газы, которые накапливаются подо льдом. А весной начинается таяние. Чем быстрее лед растает, тем быстрее запахи улетучатся. Соответственно, чем более затяжной будет весна, тем медленней тает лед и, как следствие, долго держится запах», — со знанием дела говорит наш гид.
«Как только лед на озере полностью растаял, площадь соприкосновения с воздухом увеличивается, происходит естественное насыщение кислородом и баланс озера нормализуется, запахи исчезают», — заявляет она.
Как известно, с прошлого года выбросы очищенных сточных вод в Талдыколь прекратились. Теперь вся тщательным образом отфильтрованная вода напрямую сбрасывается в Ишим.
Этот факт непосвященного гражданина может шокировать. Чтобы развеять все сомнения, предприятие «Астана су арнасы» подробно показывает, как происходит процесс глубокой очистки.
Начинается все с механической очистки. На этом этапе сточные воды имеют соответствующий запах, его можно почувствовать, если находиться в непосредственной близости с резервуаром.
Далее следует биологическая очистка. Она проводится с помощью специальных бактерий, которые по сути поедают всю грязь и таким образом очищают воду.
На фото не грязь, а так называемый ил с активной биомассой.
Очищенная от этого ила вода проходит еще одну стадию — физико-химическую доочистку.
Но и это еще не все.
Заключительный этап — ультрафиолет.
Теперь эта вода отправляется в Ишим.
«В других городах нет и половины вот этих процессов, которые есть у нас, и при этом очищенные сточные воды там также сбрасываются в природные водные объекты», — приводит аргументы Фирюза Алдынгурова.
Конечно, она не заявляет, что после четырехступенчатой очистки здешняя вода становится питьевой, но кто знает, какие технологии ждут нас в будущем. На этом фото — эксперимент, который проводится вместе с учеными. Изучается, как чувствуют себя тропические растения в очищенной воде. «Растения — это же живой организм, это самый настоящий индикатор. Если они живы и здоровы, значит с нами ничего не случится. Мы ведь и похуже всякие жидкости пьем», — рассуждает инженер-технолог.
Но это все в будущем, а пока работы на Талдыколе продолжаются.
Кстати, в будущем это место ждут большие изменения
Обещают, что здесь будет чистейшее озеро, в котором можно будет купаться. А вокруг раскинется парковая зеленая зона.
Кстати, ночью с противоположного берега Талдыколя открывается потрясающий вид.
Местные называют этот пейзаж «Манхэттен». Фото Турар Казангапов ©
Тем временем жители этих домов, чтобы искоренить стереотип о Талдыколе, придумывают позитивные названия многочисленным безымянным жилым комплексам, которые появляются здесь, как грибы после дождя. Одно из них — «Чистые пруды». Правда, пока это лишь предложение
Корреспонденты Турар Казангапов и Ренат Ташкинбаев.Фото Турар Казангапов ©