Кладбище тщеславия: как богатые казахстанцы соревнуются в возведении «элитных» надгробий (фото)
Воздвижение роскошных надгробий на могилах родственников в последнее время стало своеобразной тенденцией среди богатых казахстанцев. Зажиточные люди буквально соревнуются друг с другом в стремлении воздать последнюю дань ушедшим, возводя трехэтажные дворцы над захоронениями и приставляя к ним охранников.
Смотритель Максат, не пожелавший показать свое лицо, работает на мусульманском кладбище Кенсая уже несколько лет. В его обязанности входит чтение Корана по просьбе родных погибшего, а также объяснение законов ислама пришедшим. Но сейчас, говорит имам, на объяснения того, что по шариату правильно, а что нет, у него уже не хватает сил.
«Вначале я пытался объяснять тем, кто воздвигает «крутые» надгробия над погибшими, что это неправильно. Сейчас я даже и не пытаюсь. Потому что люди не хотят понимать. Воздвигая большие дворцы из мрамора над могилой матери, они думают, что исполняют свою обязанность перед ней. Не хотят принимать тот факт, что это будет ей грузом в другой жизни. Твердят «Сам знаю, как мне поступить. Это последний подарок для моей матери». Некоторые, не поверив, что это против законов в Коране, пожаловались в акимат и пытались выгнать меня с работы. Я больше не хочу морочить себе голову теми, кто не хочет принимать советы», — говорит он.
По словам сторожа, на кладбище похоронены много мусульман разных национальностей. Но в гонку по строению громадных сооружений над могилами вступают в основном казахи. Слова имама подтвердили и кладбищенские строители.
«Самые дорогие заказы поступают от казахских богачей. Требуют, чтобы их надгробие было особенным и самым красивым. Цены колеблются от 6 до 150 тысяч долларов. Причиной такой дороговизны является белый мрамор. Надгробные памятники привозят в основном из Италии, Германии. Некоторые хотят, чтобы памятник был из дорогих металлов. Цены таких сооружений я вам назвать не могу, поскольку ворам об этом лучше не знать. Памятники придумывают специальные скульпторы. Мы выполняем все по их указаниям. Работой обеспечены круглый год, но надгробия из мрамора и гранита делаем в теплое время года», — рассказывает строитель Еркин.
Некоторые надгробия на кладбище разрушены. Позже мы узнали, что это сделано специально — богатые люди каждые 3-5 лет делают их заново, не ограничиваясь простым ремонтом.
На каждом мусульманском кладбище постоянно работают 20-30 людей. Они работают каждый день, с шести утра до самого вечера. В их обязанности входит охранять дорогие надгробия, чистить их и поливать посаженные цветы.
Этот мужчина и его жена каждый день чистят около 10 надгробных памятников на Кенсайском кладбище. Оплата за услуги варьируется от 10 до 15 тысяч тенге — в зависимости от территории.
Некоторые сооружения вокруг могил напоминают парк, а некоторые и вовсе место для отдыха с коврами. Буквально на каждом шагу установлены камеры видеонаблюдения.
Представители духовного управления мусульман Казахстана считают тех, кто соревнуется в возведении «крутых» надгробий, расточительными. По их мнению, самый эффективный способ борьбы с подобным поведением — это официальный запрет со стороны государства.
«В шариате говорится «уважай усопшего, огради его так, чтобы животные и скот не смогли к нему проникнуть». Это не означает воздвигать дворец, достаточно поставить ограждение до пояса. Нет никакого блага для умершего от расточительства близких. Лучше прочтите над его могилой Коран, раздайте от его имени милостыню и это будет самым большим благом для усопшего. Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) приравнивал тех, кто соревнуется в воздвижении надгробия, к расточителям», — говорит заведующий отделом шариата в ДУМК.
«Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил «вместе с усопшим будут лишь три блага. Это благие дела народу (воздвижение больниц, школ, мостов и т.д.), безвозмездный дар знания народу, а также молитвы его потомка». Потратьте средства на помощь нуждающимся — нищим, больным, вдовам и сиротам, вместо воздвижения дорогих надгробий. Нет большего блага, чем благодарность людей. Что касается обновления надгробий, то это и вовсе не правильно. Поскольку по шариату, спустя 50 лет могила «устаревает», и над ней можно хоронить еще одного усопшего. Если казахи не перестанут обновлять могилы, то наша страна превратится в страну могил. Поэтому мы опубликовали книгу «Заупокойная молитва». Каждую пятницу мы поднимаем этот вопрос. Будет ли от этого результат, покажет время», — резюмировал представитель ДУМК.
Людям, лежащим в земле, все равно, сколько стоит кусок мрамора над их последним пристанищем. Но вот их близкие, как оказалось, готовы даже на кладбище подчеркивать элитный статус ушедших. И неизвестно, что ими движет больше — желание «воздать должное» родным людям или потешить собственное тщеславие.