Без свидетельства о заключении брака в ЗАГСе никах в мечети не проводится.
В исламе вопросу создания семьи уделяется большое внимание. В последние годы в обществе наблюдается повышенный интерес к религии и, как следствие, растет количество желающих скрепить узы по канонам ислама. Какие существуют правила для новобрачных, освещающих свой союз в мечети? Есть ли ограничения? Как нужно подготовиться к таинству обряда бракосочетания? Об этом и другом рассказывает наиб-имам Центральной столичной мечети «Нур Астана» Адильхан Серикбай в интервью Zakon.kz.
— Уважаемый наиб-имам, каковы требования к тем, кто желает провести обряд никах в мечети?
— Никах – очень ответственный шаг для обоих супругов. В исламе существует ряд требований, необходимых для совершения никаха. Во-первых, брачующиеся не должны быть близкими (единокровными или молочными братьями, сестрами) родственниками.
Во-вторых, обязательно согласие обеих сторон, то есть принуждения не должно быть. В третьих, необходимо присутствие свидетелей. Это очень важная сторона вопроса, а не просто дань традиции. В Судный день они будут свидетельствовать о заключенном союзе между мужчиной и женщиной. В качестве свидетелей выступают двое мужчин, или один мужчина и две женщины. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание.
В-четвертых, жених должен предоставить невесте махр – свадебный подарок. Если будущий муж в момент заключения брака не может выплатить махр, он дает обещание и оговаривает срок его выполнения. В-пятых, заключаемый союз должен быть публично оглашен. То есть, не допускается тайная церемония, без оповещения близких людей. В-шестых, со стороны невесты должны присутствовать ее махрамы, то есть отец, брат или опекун, заменяющий их.
— Это требования ислама, а существуют ли светские правила, связанные с отправлением данного ритуала?
— Да, конечно. Согласно приказу ДУМК, для того, чтобы провести никах в мечети, обязательно нужно предоставить свидетельство о заключении брака, зарегистрированного в ЗАГС.
Новобрачные пишут заявление в мечети, изъявляя желание скрепить союз по исламу. Назначается дата, сотрудники мечети разъясняют правила. В назначенный день молодожены со свидетелями, родителями прибывают в мечеть.
Во время самой церемонии помимо соблюдения всех ритуалов, священнослужители обязательно проводят беседу. Рассказывают о правах мужа и жены, их обязанностях. Напоминают, что согласие и мир в доме — это результат работы двоих людей, взаимного терпения и понимания. Во время проведения церемонии брачующиеся произносят шахаду – свидетельство веры, а также вслух говорят о своем намерении вступить в брак с этим человеком. Свидетели подтверждают их намерение.
После никаха молодым вручается свидетельство о заключении брака по канонам ислама. Также от имени мечети обычно преподносятся в подарок книги о семейной жизни в исламе, воспитании детей, роли женщины.
Институт семьи в исламе играет важную роль. Кроме того, обязанности и права супругов довольно четко расписаны. Пророк Мухаммед (с.г.с) говорил: «Брак является моей Сунной, а кто избегает моей Сунны, тот избегает меня». Супруги находят покой и умиротворение в семейной жизни. «И из Его знамений: Он создал вам жен из вас самих, чтобы вы находили в них успокоенье, а также породил милость и любовь между вами. Поистине, есть в этом знамение для тех, кто размышляет», – гласит Священный Коран (30:21).
В исламе брак рассматривается как священный союз между супругами, в котором они находят друг для друга поддержку, уважение, сострадание и любовь. Большая и главенствующая роль отводится мужчине. Муж обязан обеспечивать жену и детей всем необходимым — пропитанием, кровом, одеждой.
При этом средства должны быть заработаны честным, дозволенным путем. «Самая лучшая садака – это потраченные на свою семью и детей», говорится в одном из хадисов.
На жену возлагается забота о доме и детях. Тепло и светло в том доме, где женщина готовит еду для мужа с любовью, воспитывает детей в свете ислама. Ислам призывает сохранять и поддерживать родственные отношения с обеими сторонами. Насколько это значимо, можно узнать лишь по тому, что пост постящегося не будет принят до тех пор, пока он не помирится с родными, если находится в ссоре.
Вопреки расхожему мнению, ислам не порабощает женщину. Мусульманкам не запрещено работать и заработанное женщина имеет право тратить только на себя. А забота о семье лежит на муже.
Лучшим показателем статуса женщины в исламе являются Коран и Сунна пророка Мухаммеда (с.г.с), в которых представляется истинное положение и возвеличивание женщины. Есть такой замечательный хадис.
Однажды, путешествуя, пророк Мухаммад (мир ему) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (мир ему) сказал ему: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожней!»
— Существует ли в исламе понятие временного брака?
— Согласно фикху (шариатскому праву) временный брак называют «никах муаккат». При заключении временного брака оговаривается срок, до какого дня действительно супружество. Например, перед двумя свидетелями произносится: «Беру в жены такую-то на один месяц или один год» и так далее.
Однако следует отметить, что в шариате брак – никах заключается с целью прожить с определенным человеком всю жизнь, а не несколько дней или месяцев, лет.
Поэтому, по мнению ученых как ханафитского, так и других мазхабов, временный никах рассматривается как «никах фасид». То есть заключенный с намерением временного супружества брак, с точки зрения шариата браком не считается, и никакой силы не имеет.
Выдающийся исламский законовед, ученик имама Абу Ханифы Имам Зуфар (728-775 ж), отмечал, что никах заключается на всю жизнь, и временным быть не может. И даже если кто-либо заключит временный брак, оговорив сроки, никах будет считаться полноценным, обретая все права, как при никахе, заключенным на всю жизнь. А оговоренный срок (в период которого брак был бы действителен), теряет свою силу (согласно правилам фасид).
Основываясь на мнении разных ученых, можно резюмировать, что временно заключенный никах – браком не является. И молодые, вступившие в такой брак, с намерением сделать его временным, супругами не считаются.
— А если по каким-то причинам союз не удался, и супруги разводятся?
— Следует отметить, что согласно законодательству нашей страны, развод производится в уполномоченных органах. В исламе развод разрешен. Но из всех разрешенных Аллахом действий он является самым нежелательным.
Для совершения «талак» (развод) необходимы веские причины. Ислам всегда призывает и ратует за сохранение семьи. Но если совместное проживание под одной крышей невозможно по разным причинам, то развод разрешен. При этом существуют сроки, необходимые для того, чтобы удостовериться, что женщина не носит ребенка. После развода родителей дети имеют все права, как и при проживании в полной семье. Обеспечение детей также возлагается на их отца. Жена имеет право не возвращать имущество, выданное ей в качестве махра.
Но все же, мусульманам следует сделать все для того, чтобы сохранить семью от распада и найти общий язык.
Данагуль Алгожина
KAZAKBOL.COM